Градостроительный кодекс Российской Федерации в новой редакции

Особенности осуществления градостроительной деятельности на территории Российской Федерации определяются соответствующим законом под номером 190-ФЗ, который устанавливает требования по планированию и зонированию земельных участков и соблюдению экологических требований при проведении строительных работ и составлении проектных схем.

Общие положения 190 ФЗ

Градостроительный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 декабря 2004 года и одобрен Советом Федерации спустя два дня. Законодательный документ был подписан президентом, после чего вступил в силу, 29 декабря 2004 года под номером 190-ФЗ.

ГрК состоит из 63 статей и 9 глав с подглавами следующего содержания:

  • Глава 1 определяет сферу действия законодательства и его основные принципы;
  • Глава 2 устанавливает полномочия государственных органов власти в области градостроительства;
  • Глава 2.1 предусматривает порядок ценообразования и нормирования смет;
  • Глава 3 описывает порядок и особенности осуществления территориального планирования;
  • Глава 3.1 определяет нормативы градостроительных проектов;
  • Глава 4 устанавливает правила градостроительного зонирования;
  • Глава 5 предусматривает порядок осуществления территориального планирования;
  • Глава 6 описывает особенности составления архитектурно-строительных проектов, а также планов по реконструкции и возведению объектов капитального строительства;
  • Глава 6.1 устанавливает принципы саморегулирования в сфере составления инженерных, архитектурно-строительных и реконструкционных проектов;
  • Глава 6.3 определяет требования к эксплуатации строений, зданий и сооружений;
  • Глава 6.3 предусматривает порядок освоения территорий для последующего строительства;
  • Глава 7 устанавливает правила обеспечения градостроительной деятельности необходимой информацией;
  • Глава 8 описывает меры ответственности за нарушение положений ГрК;
  • Глава 9 предусматривает особенности градостроительства в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.

Градостроительная деятельность осуществляется на основании следующих принципов:

  • комплексное и устойчивое развитие территорий;
  • сбалансированная экономическая и экологическая составляющая при градостроительстве;
  • беспрепятственный доступ к социальным объектам для инвалидов;
  • строительство осуществляется согласно документам о территориальном планировании, а также правилам застройки и землепользования;
  • предоставление гражданам и их объединениям свободного участия в градостроительстве;
  • соблюдение технического регламента во время градостроительства;
  • градостроительная деятельность должна осуществляться с учётом требований территориальной безопасности, инженерно-технических стандартов, а также положений о гражданской обороне и предотвращении природных и техногенных катастроф и терактов;
  • соблюдение положений о защите окружающей среды и экологии;
  • сохранение культурных объектов и природных заповедников при осуществлении градостроительной деятельности;
  • соблюдение настоящего законодательства и ответственность за нарушение его требований;
  • компенсация ущерба пострадавшим в результате нарушения ГрК.

Градостроительный Кодекс регламентирует следующие отношения:

  • Территориальное планирование, градостроительное зонирование, архитектурно-строительное проектирование, планировка территорий и строительство капитальных объектов, включая их возведение, ремонт и эксплуатацию;
  • Обеспечение безопасных условий строительства и использования зданий, а также создание предпосылок для предупреждения и предотвращения природных и техногенных экстремальных ситуаций, включая меры их ликвидации в соответствии с соответствующими законодательными актами;
  • Соблюдение лесного, земельного и водного законодательств, а также законов об окружающей среде и историко-культурных памятников, если градостроительная деятельность разворачивается на соответствующих территориях и попадает под юрисдикцию данных правовых актов;
  • Регламентирование отношений по приобретению и утрате статуса саморегулируемой организации в сфере строительной инженерии, архитектурного проектирования, а также возведения и ремонта объектов капитального строительства;
  • Создание искусственных земельных участков и строительство на данных территориях;
    сбор и обработка данных, которые требуются для определения стоимости строительства.

В целях улучшения и нормализации положений законодательства о градостроительстве, правовой документ регулярно правится и дополняется.

Последние изменения

Последние поправки в ГрК РФ были внесены 31 декабря 2017 года при принятии законодательного документа № 507-ФЗ. В ходе данной редакции законодательство о градостроительной деятельности было дополнено новыми положениями.

Статья 9, описывающая общие требования к документам о территориальном планировании, была расширена следующими частями:

  • В части 3 были введены положения 3.1-3.3:
  • при наличии более двух утверждённых документов о территориальном планировании субъектов Российской Федерации не возникает препятствий для оформления и утверждения новых бумаг о планировании;
  • новые документы о территориальном планировании при составлении должны согласовываться с подобными актами, утверждёнными ранее;
  • если документы о территориальном планировании на муниципальном уровне противоречат таким же бумагам на уровне субъекта РФ, первые не применяются.
  • Часть 4 дополнена положениями 4.1 и 4.2:
    • при составлении и утверждении документации о территориальном планировании одного или нескольких субъектов Российской Федерации и муниципиев, нельзя включать положения, которые могут создать препятствия для использования федеральных объектов или их строительства, если оно уже запланировано.
    • при оформлении и утверждении документации о территориальном планировании муниципального значения, не допускается включение условий, которые препятствуют использованию объектов регионального значения.
    • Добавлена часть 13.1, предусматривающая содержание документации о территориальном планировании:
      • Плановый документ представляет собой схему определённой территории, состоящий из следующих частей:
        • линейные региональные объекты, которые планируется реализовывать;
        • региональные объекты, которые необходимо воплотить для выполнения условий договоров, заключённых в соответствии с настоящим законодательством;
        • В схеме необходимо указать вид, наименование и значение планируемого регионального объекта, а также описание основных характеристик, расположения и параметров зон особого использования, если таковые необходимы;
        • Схема территориального планирования дополняется документами, которые обосновывают необходимость данных объектов в виде текстового описания и карт;
        • Обосновывающее текстовое описание должно содержать следующие данные:
          • документация о стратегическом планировании соответствующего региона;
          • информация о государственной программе развития региона, где планируется реализация описываемого объекта;
          • данные о договорах, в соответствии с которыми возводится указанный объект;
          • аргументация проекта в соответствии с анализом настоящего и будущего развития территорий;
          • сведения о возможных программах инвестиций, в соответствии с развитием естественных монополий;
          • оценка воздействия планируемого объекта на комплексное развитие региона;
          • программа, предусматривающая работу с твёрдыми коммунальными отходами.
          • На картах, сопутствующих обоснованию значимости планируемого объекта, должна отображаться следующая информация:
            • граница субъекта Российской Федерации;
            • территория муниципального образования, включая города, поселения и другие формирования;
            • капитальные строительные объекты и территории, которые оказывают влияние на их реализацию (специальные экономические районы, природные заповедники, области ограниченной деятельности, зоны повышенной опасности и другие);
            • Введена статья 13.2, устанавливающая порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования:
              • Решение о составлении проектной схемы принимается высшим органом исполнительной власти субъекта, в области которого осуществляется планирование;
              • В решении о создании схемы необходимо указать, кроме содержания самого проекта, сроки его выполнения и размер финансирования, а также порядок создания комиссии по согласованию, которая позволяет координировать действия нескольких субъектов, участвующих в проекте;
              • Проектная схема подготавливается высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые принимают решение о составлении плана, органом исполнительной власти, который уполномочивается для согласования работы, а также лиц-экспертов в отдельных областях и сферах, которые привлекаются для консультирования стратегического развития;
              • Если схема территориального планирования нарушает права земельных собственников, они могут оспорить проект в судебном порядке;
              • Органы государственной власти Российской Федерации и её субъектов, а также заинтересованные физические и юридические лица имеют право предлагать свои изменения в схему плана.
              • Статья 16, предусматривающая порядок согласования и утверждения планов территориального планирования, была дополнена часть 2.1:

                • Если схема плана затрагивает несколько субъектов российской Федерации, она должна быть согласована не только со всеми участниками проекта, но и с граничащими с ними субъектами.

                Статья 19, устанавливающая перечень сведений, которые должны содержаться в схеме территориального планирования, была дополнена часть 3.1:

                • К плану должна предоставляться информация о границах населённых пунктов, расположенных между селениями, с географическим описанием их месторасположения и координатами.

                Статья 23, описывающая содержание генерального плана отдельного поселения или городского округа, была дополнена частью 5.1, следующего содержания:

                • К плану в обязательном порядке должны прилагаться документы, описывающие границы поселения или городского округа в географической системе координат, которая используется при ведении госреестра недвижимости.

                Статья 30, предусматривающая перечень правил по использованию земельных участков и осуществления на них строительной деятельности, была дополнена часть 6.1:

                • Правила землепользования и застройки должны в обязательном порядке содержать информацию о географическом описании территорий и границ определённых зон, с графическими схемами и положением в системе координат.

                Статья 51, устанавливающая порядок оформления и получения разрешения на строительство, была дополнена частью 3.2:

                • Разрешения на строительство не выдаются, если информация о территориальных зонах, в которых планируются строительные работы, отсутствует в едином реестре недвижимости.

                Статья 63, описывающая особенности градостроительства в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, было дополнена следующими частями:

                • В части 4, предусматривающей особенности согласования проектного плана Москвы, были введены положения 4.2-4.4:
                • при утверждении генплана Москвы не требуется дополнительных согласований, кроме установленных частью 4 настоящей статьи ГрК;
                • проект генплана Москвы необходимо согласовывать с правительством РФ по следующим пунктам:
                • соответствие территориальных схемам федеральных объектов;
                • соответствие госпрограммам по размещению федеральных объектов;
                • воздействие на охраняемые природные зоны;
                • воздействие на водные объекты;
              • согласование плана по положениям пункта 5 осуществляется в соответствии с положениями частей 5-12 ст. 16.
              • Внесены части 11-13 следующего содержания:
                • При составлении территориальной планировочной схемы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и их областей, необходимо указывать карты с обозначением транспортной инфраструктуры и документы, обосновывающие их размещение;
                • Проекты схем территориального планирования в федеральных городах и их областях должны подготавливаться согласно положениям статьи 13.2 настоящего ГрК.
                • Данные схемы утверждаются государственными органами законодательной власти соответствующих субъектов или их представительств.
                • При нарушении требований ГрК РФ законом предусматривается дисциплинарная, имущественная, административная и уголовная ответственность в соответствии с положениями статьи 58 настоящего законодательства.

                  Скачать Градостроительный кодекс РФ

                  Для подробного ознакомления с законом № ФЗ-190 от 29.12.2004 “Градостроительный кодекс Российской Федерации” рекомендуется скачать документ с последними изменениями по ссылке.

                  Запись опубликована в рубрике Полезно знать. Добавьте в закладки постоянную ссылку.