Граждане, подписавшие договор о формировании пенсии по тарифу 6% (страховая и накопительная части), могут самостоятельно выбрать управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд (НПФ) для инвестирования отчислений.
После нескольких лет сотрудничества с НПФ у некоторых вкладчиков возникает вопрос «Имеют ли они право отозвать вклад и сотрудничать с ПФР на более безопасных условиях?»
В соответствии с ФЗ РФ № 111 гражданин имеет право совершить обратный перевод накоплений из НПФ в ПФР. Фонды проводят транзакцию в следующих случаях:
- личного обращения владельца накоплений;
- при изменении статуса НФП (отзыв лицензии, банкротство, судебное решение).
Лицо не может распределить накопительные средства между несколькими инвестиционными портфелями.
Статья 36 ФЗ РФ № 111 обязывает граждан делать выбор в пользу одного инвестиционного фонда, в котором будут храниться его пенсионных накопления.
Условия перехода
Для возвращения денежных средств в ведение Пенсионного фонда, либо другой управляющей компании, владельцу капитала необходимо составить заявление установленного образца.
Переводить деньги из одного инвестиционного портфеля в другой можно ежегодно. Но при этом следует помнить, что операция транзакции обесценивает инвестиционную прибавку к застрахованному взносу.
Заявление составляется с указанием даты перевода средств в новый инвестиционный портфель. Год перевода не должен совпадать с годом подачи заявки.
Перевести деньги в ведение ПФР не смогут граждане пенсионного возраста, освоившие накопительную часть. В этом случае деньги останутся в НПФ до полной выплаты средств заявителю.
Как перевести накопительную часть пенсии из НПФ в ПФР
Операциями по возврату и переводу денежных средств занимается государственный Пенсионный фонд. В случаях мошеннических и противоправных действий управляющих компаний, он представляет интересы своих вкладчиков.
Документы на перевод средств из НПФ принимаются и обрабатываются В ПФР. Сотрудники организации принимают решение об удовлетворении или отклонении просьбы, занимаются транзакцией и уведомляют о ее результатах заявителя.
Чтобы совершить перевод накопительной части пенсии в государственный фонд заявитель должен:
- выбрать УК из списка организаций, сотрудничающих с ПФР;
- составить заявление о переводе;
- подать документы в территориальное отделение ПФП;
- дождаться окончательного решения.
Выбор УК. При переводе денежных средств владельцу предложат выбрать новый инвестиционный пакет.
Государственный Пенсионный фонд сотрудничает с проверенными инвестиционными организациями и банками. Главным партнером ПФР является Внешэкономбанк.
Заявление о переводе. В бланке нужно указать форму перевода срочная/досрочная, новую управляющую компанию, точный год перевода и достоверную персональную информацию.
Решение ПФР. Государственный фонд уведомляет заявителя и НПФ о своем решении в письменном виде.
Деньги со счета негосударственной организации списываются до 31 марта указанного в заявлении года.
Подача заявления
Документы в Пенсионный фонд можно подать при личном обращении, через представителя, почтовым отправлением и на официальном портале Госуслуг. Рассмотрим каждый из вариантов более подробно.
При личном обращении в территориальное отделение фонда гражданин должен иметь при себе удостоверение личности (паспорт/вид на жительство) и СНИЛС.
Бланк заявления вы сможете скачать на сайте ПФР, либо получить у сотрудника фонда. Лица, представляющие интересы заявителей, предоставляют нотариально заверенные заявление и доверенность, а также личный паспорт.
Почтовое отправление. При почтовом отправлении оригиналы документов заменяются нотариально заверенными копиями.
Сроком подачи заявки считается дата поступления письма в ПФР.
Портал Госуслуг. Граждане, зарегистрированные на портале Госуслуг, имеют доступ к пенсионному ИЛС (индивидуальному лицевому счету).
В случаях, когда документ заполнен с ошибками и указанием недостоверной информации, сотрудники фонда игнорируют поступившее обращение.
Какие документы необходимы
Чтобы отозвать инвестированные средства из НПФ обратно в Пенсионный фонд России, заявитель представляет в ПФР следующие документы:
- удостоверение личности (паспорт/вид на жительство).
При подаче документов через представителя вкладчик должен составить заявление, подтверждающее его намерение делегировать свои полномочия указанному лицу.
Доверенное лицо передает сотрудникам фонда регистрационный пакет, а также предъявляет паспорт и нотариально заверенную доверенность.
Вкладчик может отозвать финансовые средства в срочном или общем порядке. При подаче заявления в общем порядке средства со счета НПФ будут возвращены по истечении 5 лет с момента поступления.
Так, граждане, сформировавшие инвестиционные портфели в 2019 году, могут рассчитывать на расторжение договора только в 2024 году.
Лица, разместившие доход в страховой компании, более 5 лет назад могут рассчитывать на ежегодный инвестиционный доход.
При досрочном возвращении средств, вкладчик получит только номинальную (вложенную) сумму без инвестиционной надбавки. В этом случае деньги поступят на лицевой счет в ПФР по истечении года с момента оформления заявки.
Рассмотрение заявки
После поступления заявки сотрудники фонда регистрируют и обрабатывают ее. По решению ПФР обращение может быть удовлетворено, проигнорировано, либо отклонено.
О своем решении они обязаны сообщить в письменной форме заявителю и его НПФ. Сделать этого работники фонда должны до 31 марта того года, в котором должен состояться перевод.
При дистанционном обращении достаточно отправить письмо на электронный адрес организации с указанием ваших личных данных, номера СНИЛС и кратко описать сложившуюся ситуацию.
К сообщению приложите сканы документов:
- отклоненное заявление о переводе средств из НПФ в ПФР;
- письмо из фонда с обоснованием отказа в предоставлении услуги;
- прочие документы, подтверждающие вашу правоту.
Жалоба будет рассмотрена в течение месяца со дня поступления письма. При установления факта нарушения прав клиента фонд обязуется принять соответствующие меры.
После одобрения заявки процедура транзакции проводится до 31 марта текущего года.
Когда могут отказать
Заявление может быть отклонено по причинам, указанным в ФЗ №59. К ним относятся:
- ошибки, опечатки, недостоверная информация, внесенные в документ;
- в прошении на досрочную транзакцию в графе «год перевода» указан текущий;
- заявление не заверено нотариально при обращении через посредников;
- гражданин успел оформить пенсионное пособие и освоить часть выделенных средств;
- в заявлении не указана новая управляющая компания (УК), либо указана организация-банкрот;
- заявитель подал в один день несколько заявлений в ПФР.
В случаях, не установленных законодательством РФ, гражданин имеет право обжаловать причину отказа по суду. Для этого, необходимо обратиться в территориальный суд с паспортом, возвращенным заявлением и официальной причиной отказа.
Обязанности НПФ
НПФ возвращает средства на счет ПФР без предварительного согласования с вкладчиками при следующих условиях:
- у НПФ отозвали лицензию;
- возвращения полной суммы/части средств материнского капитала;
- смерть вкладчика;
- судебным решением договор о переводе признан недействительным;
- Руководство НПФ сообщило о банкротстве организации.
Обанкротившаяся финансовая организация уведомляет клиентов о возвращении их взносов в ПФР. Уведомления поступают к гражданам не позднее месяца с момента банкротства организации.
По законодательству РФ (ФЗ №55, пункты 2, 5, 6 ) НПФ в течение полугода обязан перечислить поступившие и учтенные средства обратно в ПФР.
Процедура перевода накопительной части песни из НПФ в ПФР занимает продолжительное время (от 1 года до 5 лет). При этом в ряде случаев за вкладчиком не сохраняется право на получение инвестиционной надбавки к застрахованному взносу.
Лица, полностью или частично освоившие средства, не имеют право сменить управляющую компанию.
Забрать деньги из инвестиционного портфеля в дано случае могут граждане, оформившие единовременные накопительные выплаты.
Видео: Накопительную часть пенсии можно будет обналичить: миф или реальность?
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.